Общая характеристика специальности «Реклама»
Специальность «Реклама» (350700) утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.1994 № 180. Совокупность основных требований, обязательных при реализации профессиональных образовательных программ по данной специальности образовательными учреждениями высшего профессионального образования на территории Российской Федерации, определяет Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки специалиста по специальности «Реклама» при очной форме обучения составляет 5 лет. Выпускник — специалист по рекламе, освоивший основную образовательную программу высшего профессионального образования по специальности «Реклама» (350700), подготовлен для продолжения образования в аспирантуре. Квалификация выпускника — специалист по рекламе.
1. Квалификационная характеристика выпускника:
Специалист по рекламе — это специалист, основным результатом деятельности которого является информирование потребителей, удовлетворение и формирование потребительских предпочтений и стимулирование спроса через создание рекламной продукции, оказание рекламных услуг и проведение рекламных кампаний и мероприятий, переводящих сущность, качество, особенности товаров и услуг, идей и явлений общественной жизни через систему художественных образов, символов, знаков на язык чувств и эмоций с учетом нужд и запросов потребителей. Он осуществляет: организацию и проведение научных исследований в области рекламы, потребительских предпочтений и спроса; обеспечение эффективного функционирования рекламных агентств и рекламных служб предприятий и организаций как на внутреннем, так и на внешнем рынке; содействие социально-экономическому и культурному развитию обществ; повышению качества и уровня жизни; стимулирование производства и сбыта; совершенствование качества товаров и услуг.
2. Область профессиональной деятельности специалиста:
Деятельность специалиста по рекламе направлена на обеспечение эффективной рекламы с учетом требований потребителя, отраслевой специфики и условий предпринимательской среды.
3. Объекты профессиональной деятельности специалиста:
Объектами профессиональной деятельности является все, что окружает потребителя во внешней макро- и микросреде, все, что полезно для общества и что может быть подвержено рекламе с целью создания высокого имиджа фирмы (организации, личности) и коммерческой пропаганды потребительских свойств товаров и услуг с учетом потребительских предпочтений и интересов. Рекламная деятельность распространяется на сферу экономики, производства, коммерции, экологии, различных отраслей народного хозяйства, а также на сферу политики, образования, здравоохранения, культуры и искусства, включая изделия, услуги, идеи, технологии, ценные бумаги, недвижимость, природные ресурсы и так далее.
4. Основные виды профессиональной деятельности специалиста:
- маркетингово-рекламная;
- рекламно-управленческая;
- рекламно-торговая;
- рекламно-производственная;
- художественно-творческая;
- рекламно-информационная;
- культурно-просветительная;
- аналитическая;
- научно-исследовательская;
- экспертно-консультационная.
5. Основные задачи профессиональной деятельности специалиста:
- анализ состояния, перспективных направлений и проблем развития мирового и российского рынка рекламы;
- осуществление связи с общественностью;
- проведение маркетинговых исследований для рекламных целей;
- разработка рекламной политики и стратегии;
- разработка рекламных кампаний с учетом новых условий развития рынка, науки и техники и маркетинговых предпочтений потребителей;
- планирование и организация рекламной деятельности;
- создание и моделирование рекламного продукта;
- организация и управление технологическими процессами производства различных видов рекламной продукции;
- проведение рекламных кампаний и мероприятий;
- анализ и прогнозирование эффективности рекламной деятельности;
- экспертиза рекламной продукции.
Образование по специальности «Реклама»
Развитие в России рынка рекламы способствовало возникновению соответствующего профессионального образования. В начале 1990-х годов некоторые российские высшие учебные заведения по собственной инициативе ввели у себя чтение специальных курсов по теории и практике рекламы, основам дизайна, социологии и психологии рекламы, рекламному производству и творчеству. В ряде учебных заведений открылись отделения рекламы, прежде всего на вновь образованных экономических факультетах. В 1994 году в «Классификатор специальностей высшего профессионального образования» была внесена профессиональная квалификация — специалист по рекламе. В 1996 году был разработан государственный стандарт высшего образования в области рекламы. Это предопределило создание соответствующей базы для подготовки специалистов. В том же году состоялся первый выпуск студентов факультета журналистики Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова (МГУ), прошедших полный курс специализации в области рекламы. Кроме того, возникла сеть платных школ, курсов, семинаров-тренингов, и так далее, ориентированных главным образом на обобщение рекламной практики.
В настоящее время в России насчитывается свыше 100 высших учебных заведений, осуществляющих подготовку специалистов для рекламной индустрии, однако немногие из них способны обеспечить высокий уровень специального образования в соответствии потребностями рекламного рынка. Значительная часть учебных заведений пока не предоставляет достаточного набора необходимых компетенций своим выпускникам, так как педагогическое сообщество не в полной мере осознает современные потребности профессии. Рекламная деятельность предполагает многофункциональность, что также затрудняет установление четких критериев, предъявляемых к специалисту в области рекламы. Кроме того, в российской рекламной индустрии задействованы специалисты разных профессий и базового образования, зачастую не имеющие прямого отношения к рекламе. Поэтому проблема нехватки профессиональных кадров — одна из самых актуальных для работодателей на рекламном рынке. В силу невысокого качества образования и отсутствия фундаментальной российской рекламной школы работодатели продолжают оценивать преимущественно личные качества и предыдущий опыт претендентов на должности, связанные с рекламой. Лучшей рекомендацией профессионалу по-прежнему служит не диплом учебного заведения по специальности «Реклама», а опыт успешной работы в сетевых рекламных агентствах или в рекламных отделах крупных компаний.
В последние годы педагогическое сообщество сообщество, идя навстречу запросам рынка, начало системную подготовку специалистов для рекламной индустрии. Основная часть этой работы проводится совместно с организациями рекламной отрасли и направлена на формирование единого методологического подхода к подготовке специалистов в сфере рекламы. Таким образом, подготовка специалистов постепенно становится сферой совместных интересов представителей рекламной индустрии и высшей школы.
В 2008 году Ассоциация коммуникационных агентств России (АКАР) инициировала проект по изучению высших учебных заведений, осуществляющих подготовку специалистов по специальности «Реклама», в рамках которого публикуется соответствующий рейтинг. Список учебных заведений для рейтинга формируется на основании списков Учебно-методического объединения Министерства образования и науки Российской Федерации. Показатели рейтинга учебных заведений основаны на результатах экспертных опросов мнения профессионального сообщества, которые проводит Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) по заказу Комиссии по профессиональному образованию АКАР. Сбор данных о качестве подготовки выпускников по рекламным специальностям проводится параллельно в двух системах, взаимодействующих друг с другом — в самих учебных заведениях и среди компаний-работодателей, а также через информационные запросы коммуникационным агентствам-работодателям Москвы, Санкт-Петербурга и ряда крупных российских городов. Указанное исследование положено в основу представленного ниже рейтинга учебных заведений, осуществляющих подготовку специалистов для рекламной индустрии.
Рейтинг постороен на основе обобщения оценок учебных заведений по базовым показателям, объединенным в следующие группы:
- Вступительные стандарты.
- Характеристика действующих программ подготовки по специальности и опыт практической работы преподавателей в сфере рекламы.
- Достижения выпускников в профессиональной деятельности, участие выпускников и студентов в фестивалях и конкурсах рекламы.
Рейтинг высших учебных заведений, осуществляющих подготовку специалистов по специальности «Реклама»
Рейтинг |
Наименование |
Индекс, % |
1 |
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова |
39.5 |
2 |
Московский государственный институт международных отношений |
16.3 |
Государственный университет управления имени С. Орджоникидзе |
16.3 |
3 |
Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова |
15.4 |
4 |
Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана |
12.0 |
5 |
Российский государственный гуманитарный университет |
10.3 |
Российский университет дружбы народов имени П. Лумумбы |
10.3 |
6 |
Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова |
9.5 |
7 |
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» |
9.0 |
8 |
Российский государственный социальный университет |
5.1 |
9 |
Новосибирский государственный технический университет |
5.0 |
10 |
Уральский государственный университет имени А. М. Горького |
4.5 |
11 |
Московский педагогический государственный университет |
4.3 |
12 |
Московский авиационный институт |
3.4 |
13 |
Российский государственный торгово-экономический университет |
3.4 |
Уральский государственный технический университет |
3.2 |
14 |
Новосибирский государственный педагогический университет |
2.8 |
15 |
Нижегородский государственный педагогический университет |
2.6 |
Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации |
2.6 |
16 |
Новосибирский государственный университет |
2.3 |
17 |
Академия народного хозяйства при Российской Федерации |
1.9 |
18 |
Сибирский федеральный университет |
1.8 |
19 |
Всероссийский заочный финансово-экономический институт |
1.7 |
Международный университет бизнеса и новых технологий |
1.7 |
Московский государственный институт стали и сплавов |
1.7 |
Московский государственный технический университет гражданской авиации |
1.7 |
Московский государственный университет дизайна и технологий |
1.7 |
Московский государственный текстильный университет |
1.7 |
Сибирский государственный аэрокосмический университет |
1.7 |
Уральский государственный педагогический университет |
1.7 |
Государственный университет гуманитарных наук |
1.7 |
20 |
Новосибирская государственная архитектурно-художественная академия |
1.5 |
21 |
Новосибирская государственная академия экономики и управления |
1.4 |
22 |
Уральская государственная архитектурно-художественная академия |
1.3 |
23 |
Сибирский университет потребительской кооперации |
1.2 |
24 |
Самарский государственный университет |
1.1 |
25 |
Московская академия предпринимательства при Правительстве Российской Федерации |
1.0 |
26 |
Уральский государственный экономический университет |
0.9 |
Академия труда и социальных отношений |
0.9 |
Институт управления, бизнеса и права |
0.9 |
Московский автомобильно-дорожный институт |
0.9 |
Московский государственный институт электронной техники |
0.9 |
Московский государственный технологический университет |
0.9 |
Московский государственный университет путей сообщения |
0.9 |
Московский государственный университет экономики. статистики |
0.9 |
Московский институт экономики, менеджмента и права |
0.9 |
Московский технический университет связи и информатики |
0.9 |
Российский химико-технологический университет имени Д. И. Менделеева |
0.9 |
Ростовский государственный университет путей сообщения |
0.9 |
Современная гуманитарная академия |
0.9 |
Тверской государственный университет |
0.9 |
Московский институт предпринимательства и права |
0.9 |
Институт экономики, управления и права |
0.9 |
Российская международная академия туризма |
0.9 |
Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации |
0.9 |
Российский государственный технологический университет имени К. Э. Циолковского |
0.9 |
Московская академия образования Натальи Нестеровой |
0.9 |
27 |
Красноярская государственная архитектурно-строительная академия |
0.8 |
Красноярский государственный университет |
0.8 |
Самарская государственная экономическая академия |
0.8 |
Самарский государственный педагогический университет |
0.8 |
28 |
Сибирский государственный университет путей сообщения |
0.7 |
29 |
Российский государственный профессионально-педагогический университет |
0.6 |
30 |
Самарский государственный аэрокосмический университет имени |
0.5 |
31 |
Уральская государственная горно-геологическая академия |
0.4 |
32 |
Самарская государственная архитектурно-строительная академия |
0.3 |
Самарский государственный технический университет |
0.3 |
33 |
Красноярская государственная академия цветных металлов и зол |
0.2 |
Красноярский государственный аграрный университет |
0.2 |
Красноярский государственный технический университет |
0.2 |
Новосибирский государственный аграрный университет |
0.2 |
Сибирская академия государственной службы |
0.2 |
Уральская академия государственной службы |
0.2 |
Уральский государственный лесотехнический университет |
0.2 |
Красноярский государственный педагогический университет |
0.2 |
Сибирский государственный технологический университет |
0.2 |
34 |
Новосибирская государственная академия водного транспорта |
0.1 |
Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет |
0.1 |
Омский государственный педагогический университет имени А. М. Горькова |
0.1 |
Сибирская государственная геодезическая академия |
0.1 |
Томский государственный университет |
0.1 |
Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники |
0.1 |
Московский банковский институт |
0.1 |
Самарский государственный архитектурно-строительный университет |
0.1 |
Красноярский государственный торгово-экономический институт |
0.1 |
Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов |
0.1 |
Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права |
0.1 |
|