Сарафанное радио — модный канал коммуникаций, но далеко не самый простой в плане использования. Что именно говорят потребители, чем вызваны эти разговоры, какова их частота — вопросы по-прежнему малоизученные. Агентство Big Buzz попыталось найти ответы на эти вопросы с помощью исследования Big Buzz Monitor. Автор статьи: Станислав Бартникас, управляющий партнер агентства Big Buzz. |
|||||||||||||||
Роль традиционной рекламы нельзя недооценивать, но преувеличивать ее становится рискованным. Особенно если есть задача построить доверительные коммуникации и отношения брендов с потребителями. И дело не в переключении каналов во время перегруженных рекламных пауз, хотя данное занятие для большинства людей знакомо, и для рекламодателей это не секрет. Все хуже: платному слову просто не верят. Разве можно поверить искренности, скажем, эстрадной звезды, которой заплатили за политическую агитацию? Количество доверяющих рекламе потребителей в Москве ничтожно мало: таких всего 4%. Именно столько людей считают, что производители товаров и услуг практически не обманывают потребителей в своей рекламе. 25% опрошенных уверены, что производители обманывают всегда, 36% полагают, что есть производители «хорошие» и «плохие», стало быть, кто-то честен, а кто-то нет. Еще 35% уверены, что производители обманывают нечасто. Альтернатива? Нетрудно догадаться. Потребители верят «своим»: 58% опрошенных отметили, что основным фактором, оказывающим влияние на покупку товаров и услуг, являются советы друзей, знакомых, родственников. Все прочие каналы информации в качестве достоверных источников (СМИ, реклама, рекомендации продавцов) отметили не более 15% опрошенных. Ты — мне, я — тебеВ ходе исследования нам было интересно понять, какое соотношение слушающих советы и дающих их среди потребителей. Оказалось, что «трансляторов» и «ресиверов» почти поровну. Трансляторами — людьми, чаще рассказывающими другим о товарах и брендах, чем слушающими, — являются, по собственной оценке, 43% москвичей. К этой группе чаще относятся люди в возрасте до 45 лет, руководители высшего и среднего звена и студенты, лица с доходом свыше $ 500, обменивающиеся мнениями о брендах шесть и более раз в неделю. Ресиверами — людьми чаще слушающими рассказы других о товарах и брендах, являются 57% москвичей. К этой группе относятся люди старше 45 лет, менеджеры и технические исполнители, лица с доходом до $ 500, обменивающиеся мнениями о брендах до пяти раз в неделю.
Кому верим?Наибольшее доверие и желание совершить покупку вызывают советы, данные неангажированным потребителем данного товара или услуги (то есть «простым» человеком, который опробовал его на личном опыте), — 86% опрошенных. Человек, не «испытавший» продукт на себе, вызывает доверие уже только у 3% опрошенных. Чуть больше верят сотруднику компании, которая выпускает этот товар, — 9%. А вот если вас наняли рекомендовать какой-либо товар, и об этом ваши друзья-коллеги узнали (или почувствовали), то шансов немного — всего 2% по следуют вашему совету. Кстати, эта ситуация часто возникает на форумах и блогах, где довольно быстро разоблачают и вносят в стоп-лист комиссионеров и скрытых рекламодателей, причем делают это сами участники онлайн-сообществ.
Сложный вопросНасколько часто потребители обсуждают друг с другом товары, услуги и бренды? Треть москвичей признались, что делают это достаточно часто. Наиболее активны в этом смысле люди моложе 45 лет, студенты и владельцы собственного бизнеса, люди с доходом $ 500-700 в месяц, «трансляторы». Почти половина респондентов обсуждают эти темы, но не часто, 22% обсуждают редко. Всего 2% москвичей не обсуждают с друзьями, знакомыми и членами семьи различные товары, услуги и бренды. Большинство москвичей (58%) обсуждают в день как минимум один бренд, еще 34% обсуждают три-пять брендов в день, а 6% — 6-11 брендов. Анализ результатов исследования позволяет сделать вывод, что различные товары и услуги по-разному обсуждаются потребителями. В связи с этим можно выделить три группы товаров.
Группа 1 «Сложные товары и услуги». По большинству рассмотренных товарных групп (14 из 22) респонденты, как правило, получают советы, а не дают их сами. Это обычно:
Группа 2 «Массовые товары и услуги». По четырем группам массовых товаров (одежда, алкогольные напитки, парфюмерия и косметика, книги) респонденты дают и получают примерно одинаковое количество советов. Таким образом, по этим группам, скорее всего, идет «равноправное» обсуждение товаров и брендов. Группа 3 «Вкусовые» товары и услуги». По таким группам товаров, как кинофильмы, музыка, продукты питания, журналы, респонденты отмечают, что чаще сами дают советы, чем выслушивают их от других. Скорее всего, это связано с тем, что потребление указанных групп товаров в наименьшей степени подвержено моде и общественному мнению и базируется преимущественно на вкусовой специфике каждого потребителя. По всей видимости, товары и услуги из группы 1 следует считать наиболее подходящими для использования buzz-технологий.
Каналы молвыСамым распространенным способом трансляции советов является личное общение, лицом к лицу. На втором месте по частоте использования — советы по телефону. Гораздо реже даются советы при помощи персональных сообщений на E-mail и сообщений в Интернете (на форумах и блогах). |
|||||||||||||||
Рубрики Рынок рекламы Исследования | |||||||||||||||
Разговорчики! Как товар оказывается «на языке»
Журнал «Индустрия рекламы» |
---|
Новые статьи |
---|