В этом номере «Индустрия рекламы» рассказывает о профессии копирайтера устами ее представителя. Автор статьи: Наташа Поляничко, редактор отдела эфирного анонсирования РЕН ТВ, экс-копирайтер РА «Родная Речь». |
|||||||||||||||||||||||
Вы копирайтер. На один день, пока не случится революция или до конца жизни — не важно. У вас в руках мощнейшее оружие — слово, и только вам решать, как им распорядиться, чтобы поразить очередную рекламную цель. Итак, как же все это происходит? Понедельник12:00 Я уже открыла почтовый ящик, но не смирилась с мыслью, что выходные закончились. В «непрочитанных», конечно, светятся письма от эккаунтов: «Срочно! Комментарии к тексту». Клиенту снова кажется, что все написано не так, как должно быть. «А должно быть про технологию производства, ведь это уникальная технология!» — возмущенно восклицает клиент. Текст и так теряет свои первоначальные миниатюрные размеры, а скоро и вовсе раздуется до технологического гиганта. Зато про уникальность упомянем! 12:15 Письмо от продюсера — нужны женские голоса для озвучки. Все те, что я уже слышала. Хотя в брифе четко стоит: «Нестандартный, низкий голос, с хрипотцой. Женщина с характером, волевая, властная. Ни в коем случае не брать обычные дикторские голоса». Да, с продюсером тут ругаться бесполезно, не его вина. Базы продакшнов не пополняются. Изо дня в день, из года в год ролики озвучивают одни и те же люди. Больше половины всех рекламных кампаний говорят голосами избранных звезд. И даже когда изначально ставишь задачу найти неизвестные, «незатертые» голоса, продакшн идет по проторенной дорожке. Ну что ж, будем бороться дальше. 14:00 Ого, вокруг нас собирается плотное кольцо эккаунтов. Интернал (внутреннее совещание. — Прим. ред.) по неймингу — совсем вылетело из головы. Вообще, придумывать название для продукта — все равно что имя для ребенка. Такая штука нравится всем. Чаще всего работает метод «потока мысли» — когда выписываешь все ассоциации. Читаем лонг-лист, стратеги слушают с серьезными лицами, потом повторяют тоже одной бесконечной простыней: «Ценный, наливной, мегаполис, радужный?» Сейчас лонг-лист сократится до шорта. Вечером брифуемся на наружку для пива. Новая упаковка — что-то в этом духе. Я тихо радуюсь, что на этот раз нам предстоит всего лишь 6 × 3, а не телик. Еще одна безлюдная серия роликов, и можно окончательно стать социопатом. Вторник11:00 Сегодня Pre-PPM по одному из проектов, а слоган кампании до сих пор не утвержден. Это уже не напоминает те благостные случаи, когда слоган рождался мгновенно и сразу всем нравился. То есть мне-то он, может, и понравился, а вот всем остальным… Сейчас, когда десяток вариантов откинут, работа переходит в стадию кропотливой и выматывающей игры слов. Ага, опять в мысли лезут копирайтерские тараканы — шаблонные конструкции, типа «больше, чем свобода/жизнь/и так далее», «искусство жить/быть собой/и так далее — подставь любое слово». Как с ними быть? Отмахнуться, ну и искать, искать дальше. В почте тем временем уже лежит режиссерский сториборд для ролика. Ролик небольшой — всего десять секунд, тем не менее решение по поводу режиссера и оператора принимали не быстро. Обычно мы лезем на Showreel.Ru — посмотреть, кто что нового снял и не появились ли какие-нибудь молодые гении. Понятно, что есть некий постоянный и всем известный круг лиц: кто-то лучше снимает гэги, кто-то — сопливые семейные истории, а кто-то так и вовсе — полуобнаженных красавиц. Но тут нам пришлось изрядно помучиться, искали режиссера-оператора, готового снимать на фото, да еще и «потянуть» предстоящий постпродакшн. 18:00 Pre-PPM у нас проходит бурно. Сначала методично утверждаем какие-то довольно скучные детали по поводу съемки, с какой точки снимать, наконец доходим до актера. В главной роли — профессиональный боксер. Об обычной жалобе креативных команд на то, что актеры мигрируют с кастинга на кастинг и мы смотрим на знакомые надоевшие лица, приходится забыть. Таких лиц я, пожалуй, не видела. И честно говоря, наверное, не хотела бы увидеть где-нибудь в темном переулке. Да и в светлом тоже. Закипают споры по поводу того, нужно ли брить актеру грудь. Мнения разделились, продюсер волнуется. Останавливаемся на том, что личные эстетические предпочтения не должны наносить ущерб общей достоверности. Никто не знает, как там на самом деле. Ну ничего, вот у боксера и спросим. Среда11:00 С утра еду не в офис — а сразу на озвучку. Запись радиоролика. Пока диктор опаздывает, подбираем со звукорежиссером звучки — нам тут нужны пули, взрывы и всяческие скрежеты. Хорошее, доброе начало дня. Вот примерно так каждую неделю мы и пишем анонсы для фильмов, практически не ограничивая себя в различных хулиганствах. Диктор в ролике говорит то от лица психоаналитика, то террориста, то вообще инопланетянина. Вот и сегодня на повестке дня — очередной фрик. Будет где проявить актерский талант. 15:00 Эккаунт порадовала — копилайны для адаптаций утвердили. Нелегко это далось — несмотря на кажущуюся простоту задания. В итоге вместо дословного перевода мы пришли к своей оригинальной версии. Обычно английский выглядит динамичнее и агрессивнее русского, но из любых правил бывают исключения. 18:00 Сижу листаю PPM-буклет. Очень нравятся собственноручно написанные брифы на ло’кейшен, реквизит и, конечно, на актера. В кои-то веки это не какая-нибудь «блондинка 22-25, симпатичная, с длинными, ухоженными волосами и хорошей фигурой», а «профессиональный боксер, 21:00 Надо бы подумать по поводу наружки. Иду в переговорку, арт-директор обещает присоединиться через пару минут. Падаю в кресло-подушку и, кажется, сразу же отключаюсь. Как иногда приятно поспать на работе! Четверг11:00 Ура! Прислали наконец отличные женские голоса для озвучки. Почему-то они все зашифрованы, как агенты ЦРУ, и приходится отсылать эккаунтам свои рекомендации в очень странном виде: основная — track 7, back up — track 9, track 3. Продакшны не хотят девиртуализировать новые голосовые находки. 13:00 Едем на презентацию к тендерному клиенту. Встреча переносилась уже несколько раз — бренд-менеджер никак не мог совпасть с нами во времени. Уже хочется, чтобы все случилось. Познакомились. Клиент долго с любовью говорил про свой бренд. Стратеги провели мощную презентацию, очередь докатилась и до нас. Рассказали ролики про то, как мужчина ведет себя как женщина, а женщина как мужчина. Улыбались и смеялись. Ну что, посмотрим, что там будет дальше. 17:00 Думали с арт-директором про «наружку». Пришли к непримиримым противоречиям. Идеи друг друга не поддержали. Может, когда чувствуешь, что тандем, в котором «противоположности дополняют друг друга» медленно, но верно превращается во враждебный, паразитический и не очень трудоспособный союз, просто нужна передышка? Пятница9:00 Сегодня внеофисный день — съемки. Самое впечатляющее во всей нашей работе. Ну и результат этой работы как-никак. Иногда бывает, что история преобразуется уже по ходу съемки. И срочно приходится переписывать диалоги или отдельные реплики. «Всплывает», например, что часть текста тяжеловесна, актер просто не может ее произнести, вот тут-то и приходится придумывать что-то новое. Но сегодня — не тот случай. Ролик достаточно статичный, актер ничего не говорит, только действует. Следим за тем, чтобы все движения были правильными и четкими. А, кстати, да. Грудь решили оставить в покое. И ничего с ней не делать. СубботаСегодня выходной. А вот завтра… Завтра — монтаж и озвучка. А пока можно помечтать… Помечтать о том, что никакого драматического вмешательства не произойдет и ролик, который мы придумали, продумали и сняли, получится так, как он и представлялся. А может быть, даже лучше. Вот такая незатейливая копирайтерская радость. А тут уже и о большем можно думать. О фестивалях и прочих штуках, подпитывающих тщеславие. Фестивали — вообще отличная возможность и обстановку сменить, и с людьми пообщаться, и амбиции профессиональные не забыть. И пока при словах «каннский фестиваль» вы думаете не о Пальмовой ветви, а о Львах — вы остаетесь копирайтером. И, похоже, вам это нравится.
|
|||||||||||||||||||||||
Рубрики Особое мнение | |||||||||||||||||||||||
Оружие массового поражения. Неделя из жизни копирайтера
Журнал «Индустрия рекламы» |
---|
Новые статьи |
---|