В 1995 году появление российской версии легендарного журнала Playboy стало настоящим событием для российского медиарынка. До начала 2000-х Playboy удерживал лидерство на рынке мужских журналов, однако новички — Men's Health и Maxim — быстро сместили его с олимпа. Сейчас Playboy пытается сыграть на любви читателей к обнаженным звездам. Но имидж «стареющего» бренда и нечеткое позиционирование могут помешать журналу вернуть былые позиции. Автор статьи: Сергей Суворов. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
На официальном сайте российской версии журнала Playboy проводится опрос, в ходе которого издатели пытаются понять, чем привлек читателей майский номер. Большинство отвечающих признаются: изображением девушек из группы Reflex на обложке. Главный конкурент Playboy — Maxim — давно осознал ценность молодых российских звезд на собственных обложках. И уже не первый год удерживает лидерство по продажам копий и количеству читателей. Playboy весь прошлый год наверстывал упущенное и учился сманивать у конкурентов звезд первой величины. Всемирно ненужныйУ всемирно известного бренда в России судьба складывалась непросто. Первым издателем русскоязычной версии журнала в 1995 году стал ИД Independent Media (сейчас — Independent Media Sanoma Magazines). Первым главным редактором Playboy был знаковый критик Артемий Троицкий. Выход Playboy стал заметным событием на не избалованном мужскими журналами российском медийном рынке. Но через несколько лет, в 2001-м, Independent Media неожиданно перестал выпускать Playboy. По объему аудитории с Playboy тогда не мог сравниться ни один журнал — ближайшие преследователи отставали более чем на сотню тысяч человек. Как следовало из объяснений главы ИД Дерка Сауэра, причина заключалась в желании сосредоточиться на развитии других мужских журналов — FHM и Men’s Health. «К 2001 году в портфеле Independent Media действительно собралось много «мужских» брендов — говорит один из игроков рынка, пожелавший не раскрывать своего имени. — И в данной ситуации, скорее всего, просто разошлись интересы Издательского дома и владельца лицензии Playboy, который хотел привилегированного отношения к своему журналу, выделения больших средств на промоушн. Это не могло устроить Сауэра». На мировой бренд польстился Издательский дом «Бурда». Вместе с журналом под крыло российского представительства немецкого медиаконцерна Hubert Burda Media перешла и редакционная команда — 14 человек во главе с главным редактором Максимом Маслаковым. Но Playboy недолго продолжал задавать тон на формирующемся рынке мужских журналов. Как грибы после дождя стали появляться конкуренты — уже в 2001 году ИД Conde Nast запустил журнал GQ, чуть позже стартовал Maxim (ИД Hachette Filipacchi Shkulev). К 2005 году по объему аудитории Maxim и Men’s Health стали заметно опережать издание «Бурды»: аудитория Men’s Health превышала показатели Playboy более чем на 200 тысяч человек, Maxim — почти на 100 тысяч человек. А весной 2005 года появился новый конкурент — русскоязычный Esquire. Playboy не мог найти себя на изменившемся рынке. «Если раньше мы могли говорить рекламодателям, что наши тиражи растут не так быстро, потому что мы делаем интеллектуальный продукт, а не какой-то фаст-фуд, как, к примеру, Maxim, то после появления на рынке российского Esquire этот аргумент был уже неуместен», — рассказывает директор группы глянцевых журналов «Бурда» Дина Ковешникова. По словам Ковешниковой, Playboy проигрывал лидеру — Maxim — во всем: в макете, текстах, заголовках, подписях к фотографиям. За несколько лет в журнале появилась всего одна новая рубрика — «Герой». При этом издатели не предпринимали действий для коренного изменения ситуации. «Рекламодатели продолжали размещаться у нас по инерции, но мы понимали, что если не будем принимать шагов по оптимизации продукта, в будущем их потеряем», — признается издатель. «Бурда» начала действовать. В сентябре 2005 года «по соглашению сторон» свой пост покинул главный редактор Максим Маслаков. Вместо Максима Маслакова главным редактором Playboy стала сама Дина Ковешникова. Эта новость была встречена рынком прохладно. «Плейбой» и существует, чтобы главный в «Плейбое» был таким главным мужчиной на земле. Чтобы он старенький, в маразме, а вокруг модели. От него требуется самая малость — быть мужчиной. А как быть мужчиной, если ты женщина? Можете представить себе плейбоевскую передовицу, подписанную Диной Ковешниковой? Я — не могу. Вернее, могу, но мне кажется, что это очень смешно», — ерничал журнал «Большой город» по поводу назначения Ковешниковой. Звезды. Только снятьсяКовешниковой недолго пришлось подписывать полосы Playboy в печать. На место главного редактора в ноябре 2005 года «Бурда» пригласила заместителя главного редактора Men’s Health Олега Кузьменко. «Мы полагали, что вырастим из него хорошего главного редактора, так как видели в нем потенциал», — говорит Дина Ковешникова. Новый главред Playboy решил пойти по пятам Maxim — на обложках журнала стали появляться российские звезды. Раньше Playboy ими пренебрегал, предпочитая моделей — известных и не очень. Ковешникова объясняет редкое обращение к звездам тем, что за годы выхода в России Playboy успел снять большинство знаменитостей и невозможностью снимать девушек до 18 лет. Между тем Maxim изначально поставил на знаменитостей, несмотря на все сложности работы с ними. «Уговаривать звезд сняться — тяжелая работа», — отмечает главный редактор журнала Maxim Александр Маленков. Однако показатели работы Maxim говорят о том, что эти сложности окупаются. При этом «проблему 18 лет» Maxim решает весьма изящно. Например, в одном из номеров 2006 года журнал вынес на обложку певицу Алексу. Рядом с фотосессией Алексы стояла надпись: «Певица Алекса опрометчиво пригласила нас на свое 18-летие. Кто ж знал, что у нас с собой окажется фотоаппарат».
Русские файлыПоследние два-три года в России отмечены ростом интереса потребителей к знаменитостям и всему, что с ними связано. Издательские дома как один стали запускать журналы формата people magazine, радиостанции в перерывах между треками стали рассказывать о перипетиях личной жизни музыкантов и кинозвезд, музыкальные каналы «Муз-ТВ» и MTV с трансляции клипов переключились на обсуждение звездного быта и составление рейтингов популярности. Даже Первый канал не устоял и отдал воскресный вечерний эфир программам о знаменитостях. Звезды стали интересны всем. В особенности российские. «Русские звезды «работают» лучше, потому что они ближе и понятнее читателям, чем зарубежные», — считает Александр Маленков. Дефицит, о котором говорила Дина Ковешникова, стал восполняться. В гонке за звездами у Playboy, по мнению Ковешниковой, есть преимущества, заключающиеся в самом названии журнала. Маленков согласен, что громкий бренд позволяет Playboy иметь бесплатную рекламу где угодно — в Интернете, на телевидении. «Телеканалам интересен Playboy, так как репортажи со съемок повышают рейтинги программ. Если журнал снимает какую-то знаменитость — это привлекает зрителей прежде всего потому, что речь идет именно о Playboy», — говорит Дина Ковешникова. Информационных поводов для СМИ у Playboy в течение 2006 года становилось все больше — с появлением все большего числа звезд на обложках. «Теперь для звезд первой величины появиться на обложке русского Playboy стало вновь престижно, — уверена Ковешникова. — Для того чтобы звезды вернулись в Playboy, мы провели большую работу: убеждали их, привлекали престижными фотографами, говорили о высоких материях и литературе. Однако никогда не платили денег. Таковы наши правила игры». Игра принесла результат — российская аудитория журнала увеличилась с почти 570 тысяч человек в декабре 2005 года — апреле 2006 года до почти 663 тысяч человек в мае-октябре 2006 года. Несмотря на улучшение ситуации, в «Бурде» были не удовлетворены качеством контента — Playboy оставался менее «читабельным», чем Maxim. «Если содержание журнала не интересно, то даже Анджелина Джоли на обложке не спасет ситуацию — продажи от этого вдвое и втрое не увеличатся, — убеждена Ковешникова. — Обложка, безусловно, играет большую роль, но без конкурентоспособного содержания невозможно бороться за лидерство». По оценке Ковешниковой, девушка с обложки может увеличить продажи не более чем на 40%. Продажи Playboy на 40% в январе 2007 года поднимала ведущая Аврора, в 2006 году до 35% — съемки девушек из проекта «Дом-2». Осенью 2006 года Кузьменко написал заявление об уходе по собственному желанию. «Ему просто не хватило внутреннего ресурса», — скупо комментирует Ковешникова. Участники рынка связывают рост аудитории Playboy с изменением стоимости журнала. Со второй половины 2005 года оптовая цена Playboy была снижена вдвое — с 49 рублей до 24 рублей 50 копеек. В рознице в строке «рекомендуемая цена» значилось 50 рублей, в то время как конкуренты продавались на 10-20 рублей дороже. Издатель журнала Men’s Health Рита Тырина убеждена, что демпинг позволил обратить внимание на журнал широким читательским массам.
Вниз от накатаннойПоиски нового главного редактора стали проблемой для «Бурды». Проведя несколько интервью с «ведущими редакторами на рынке», Издательский дом не смог найти нужного человека. «Каждый из интервьюируемых был хорош на своем месте», — поясняет Ковешникова. В итоге в «Бурде» использовали внутренние ресурсы — позвали в редакторы главу украинского Playboy Влада Фисуна. С оговоркой, что это временный вариант (Фисун одновременно остается главным редактором украинского Playboy). С приходом Фисуна, по мнению Дины Ковешниковой, содержание Playboy улучшилось, «появились новые идеи, свежие темы». Гордость обновленного Playboy — неоднозначный медиаперсонаж Сергей Минаев, автор книг «Духless» и «Media-sapiens». Минаев, появившийся в Playboy еще при Кузьменко, с февраля ведет в журнале собственную колонку «Министерство правды». Звездный автор — не ноу-хау для мужских журналов. В GQ среди авторов — Виктор Ерофеев, Эдуард Лимонов, в Esquire — Валерий Панюшкин и Владимир Познер. Издатели расходятся в оценке решения о приглашении в Playboy Минаева. «Это сильный ход с точки зрения пиара», — считает Рита Тырина из Men’s Health. Александр Маленков настроен скептически: «Минаев — самое бездарное литературное порождение в современной России. Мало того, что он пишет бессмыслицу, он пишет плохо». Но вот незадача: несмотря на свежие темы, в начале 2007 года к топлесс-знаменитостям Playboy читатели охладели — аудитория журнала, судя по данным TNS Gallup Media, стала падать. Дина Ковешникова затрудняется объяснить природу этого явления. По ее словам, тираж журнала постоянно растет и спада интереса к изданию не наблюдается. Большинство издателей также недоумевают по поводу итогов последней волны измерений (сентябрь 2006 года — февраль 2007 года) TNS Gallup Media. У большинства мужских журналов (FHM, Maxim, Men’s Health, Playboy) из лидирующей группы аудитория снизилась. Издатели в один голос говорят, что в продажах спада не заметили. «Эти измерения нужно принимать с большой долей условности, — отмечает Александр Маленков. — У меня более точная методика — анализ количества проданных экземпляров. Эта методика показывает, что никакого спада нет». Руководитель отдела исследований прессы и потребительских предпочтений TNS Gallup Media Марина Лучина скромные результаты мужских журналов объясняет сезонными колебаниями. Участники рынка связывают возможное падение аудитории Playboy с несколькими факторами. По предположению Маленкова, после длительного демпинга Playboy стал постепенно поднимать ценовую планку, и сейчас в рознице журнал часто стоит не дешевле Maxim, что не могло не сказаться на спросе. К тому же Playboy идет проторенной дорогой — нередко снимает «секонд-хенд-звезд» — некоторые из появляющихся сейчас на обложках знаменитостей (группа Reflex, Анна Седакова, Ксения Собчак) ранее успели засветиться в Maxim. От ставки на демпинг журнал уже отказался (рекомендуемая цена майского номера 70 рублей), но благодаря звездам до 2008 года в Playboy хотят достичь миллионной аудитории и тиража в 200 тысяч экземпляров. Правда, каким способом журнал намерен так резко увеличить аудиторию, в «Бурде» не говорят. Конкуренты уверены, что такие показатели Playboy не под силу. «Если только опустят цену до 10 рублей», — смеется Александр Маленков. Главный редактор журнала SIM Ирина Рейдес считает, что Playboy вообще становится символом уходящей эпохи, «того времени, когда в стране появился секс, а в Москве — ночные клубы и секс-шопы». С Рейдес согласен главный редактор журнала GQ Николай Усков: «Исторически Playboy — один из самых сильных мужских брендов, но он состарился вместе со своим основателем и идеологом Хью Хефнером. На фоне изощренного порно-Интернета журналы с обилием голого влажного тела выглядят старомодно, а местами целомудренно», — хоронит Playboy Николай Усков. Конкуренты рекомендуют «Бурде» поработать над содержанием журнала и разобраться с маркетингом. Главный редактор FHM Сергей Колесов уверен, что для начала Playboy стоит определиться со своим позиционированием. «Мне не понятно, как выглядит читатель Playboy, — отмечает он. — С одной стороны, журнал практикует обращение на «ты», с другой — публикует отрывки из новых книг Алекса Гарленда. Playboy должен быть либо дорогим и красивым с претензией на контент, либо как Maxim — с пошлыми шутками». Управляющий директор BrandLab Александр Еременко считает, что для значительного увеличения аудитории Playboy нужно плотнее работать с отечественным контентом и вести более активную маркетинговую политику, устраивать провокационные акции. Сергей Колесов отмечает, что редакторская сторона бизнеса Playboy остается одним из главных тормозов на пути к лидерству журнала на рынке. Директор по размещению рекламы в СМИ рекламного агентства ZenithOptiMedia Елена Заграничная развивает тему: «Все успешные проекты на российском медиарынке связаны с именами главных редакторов: Алены Долецкой, Эвелины Хромченко, Маши Виноградовой. Главный редактор задает тональность, определяет лицо журнала». Замену «временному» Фисуну в «Бурде» до сих пор не нашли. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Рубрики Рынок медиа Кейсы | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Тело в обложке. Помогут ли Playboy звезды
Журнал «Индустрия рекламы» |
---|
Новые статьи |
---|